Урбанистика представляет собой науку, занимающуюся проблемами, связанными с развитием городов и жилых поселений. Свою историю эта наука ведет со времен Платона, то есть уже почти две с половиной тысячи лет. Однако, если в те времена города были относительно небольшими и, соответственно, проблем у городов было не так уж и много (за исключением эпидемий), то в наше время, начиная с конца XIX века, рост промышленности привел к тому, что город стал одной большой проблемой.
Современный город можно сравнить с опухолью, которая, разрастаясь, поглощает здоровые ткани и нарушает нормальную работу органов. Мы имеем в виду крупные населенные пункты, которые сами не производят пищу, но захватывают земли, на которых эта пища растет, то есть уничтожают поля, сады. Говоря образно, раковая опухоль заражает "желудок" человеческого общества. Под расширение городской черты вырубаются леса, которые, как нам известно, являются дыхательным органом планеты, сродни легким у человека. Канализационные системы не справляются с огромной массой отходов, соответственно вся грязь идет в реки, озера и моря – "кровеносную систему" Земли. И если сравнить город с мозгом, поскольку основной аппарат, управляющий общественной жизнью, сосредоточен именно в мегаполисах, то картинка получается и вовсе неприглядная. Опухоль, зародившаяся в мозгу, пускает метастазы и постепенно убивает все тело.
Сегодня многие люди понимают, что жить в такой среде невозможно, и обзаводятся дачными участками. Эта мера – искусственная и не приносит удовлетворения, поскольку жить и работать люди продолжают в городах. Кроме того, те несчастные несколько соток не дают возможности обеспечить семью полноценным питанием. Собственно говоря, дачи – это плацебо, а не настоящее лечение. Свежий воздух, который получают дачники по выходным – это все равно что на секунду ослабить хватку удава, обвившегося вокруг тела. Для того, чтобы вылечить опухоль нужны кардинальные меры, и меры эти – расселение городов, деурбанизация. Те, кто навсегда переезжает жить за черту города, делают первые шаги, но и они совершают ошибку. Какую? Об этом – позже.
Сейчас существует огромное множество попыток разрешить проблемы перенаселения городов, и одна из них – строительство поселков, окружающих мегаполисы. В большинстве российских населенных пунктов есть так называемые царские деревни. Это – коттеджные поселки. В них селятся обеспеченные люди, в задачи которых не входит забота об окружающей среде. Поэтому под эти поселки так же безжалостно вырубаются деревья, осушаются мелкие речушки. Эти поселения как правило возникают на месте близлежащих деревень. В стремлении выстроить себе хоромы, "знать" скупает дома местных жителей, а те, продав свое жилье, переезжают жить в город. Так что эти коттеджные поселки тоже не решают задачу расселения городов.
Выход из создавшейся ситуации есть. И выход этот предлагает урбанистика. Уже сейчас разработаны проекты жилых поселений, которые призваны равномерно распределить сконцентрированную в мегаполисах массу людей по свободным территориям. Существующие концепции ландшафтно-усадебной урбанизации являются оптимальным средством разрешения кризиса, возникшего в экологической и социальной среде. Эти проекты призваны не только уменьшить локальную нагрузку на города, но и обеспечить рождение здорового поколения, которое будет носителями культуры и духовности. Новое поколение, выросшее в экологически чистой среде, будет само стремиться сохранить природу.
Дом и семья в урбанистике
Представьте себе мысленно квадрат со сторонами в 60 км. Представили? Так вот на этой территории может уместиться все человечество, то есть 7 миллиардов человек, если их поставить по двое на 1 кв.м. Площадь суши составляет 149 миллионов кв.км. Даже если вычесть из этой цифры горы и пустыни, то все равно остается достаточно места, чтобы обеспечить "жилплощадью" человечество на несколько тысячелетий вперед. Так почему же в городах люди живут семьями по трое, а то и впятером в однокомнатных квартирах? Почему они селятся один у другого "на голове" в многоэтажных зданиях? Этот вопрос нужно задавать историкам. Скажем коротко – в первую очередь в этом виновата торговля. С тех пор как появились рынки, самые богатые люди (торговцы) начали стремиться построить дома возле них. Перестраивать экономику в задачи урбанистики не входит. Она пытается решить возникшие проблемы мнимого перенаселения в рамках социально-экономической ситуации сегодняшнего дня.
По подсчетам ученых, оптимальное экологическое равновесие обеспечивается при плотности населения максимум в 60 человек на квадратный километр. Хотя японцы (в силу небольшой площади страны) увеличили эту цифру до 210 человек. Но мы – не японцы и для нас 60 человек расселить на одном квадратном километре не составляет труда.
Оптимальная величина дома в концепции поселения ландашафтно-усадебного типа - это здание, фундамент которого больше, чем 10 кв.м. Но не намного. Почему? Об этом – чуть позже. А пока мы поговорим о том, какой должен быть дом. Безусловно, лучше было бы, чтобы дом был одноэтажным. Во-первых, для его строительства не нужно тяжелой техники. Во-вторых, такой дом удобен для выращивания детей и для передвижения стариков. В-третьих, его проще ремонтировать и он меньше деформируется со временем, да и нагрузка на фундамент – гораздо ниже, следовательно и служить такой дом будет дольше. Предполагается также, что возводиться дома будут из натуральной древесины. Благодаря вырубке леса освобождается необходимая приусадебная территория.
Знаменитый вопрос – "А где ему гулять?" из кинофильма "Бриллиантовая рука", конечно же занимает существенную часть ландшафтно-усадебного проектирования в урбанистике. По мнению проектировщиков, на одного человека в среднем должно приходиться три сотки земли, помимо той, которая занята домом. Таким образом, на обычную семью из четырех человек необходимо 12 соток. Но поскольку урбанистика – наука, нацеленная не только на сохранение социально-экологического равновесия, но и на будущее увеличение населения, то берется в расчет цифра в 25 соток. Этой площади хватит для нормального развития одной полноценной семьи с пятью детьми. Такая норма в отношении количества детей издавна существовала на Руси, и современными психологами считается наиболее здоровой в плане воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности. Люди, выросшие в многодетных семьях (при условии нормального достатка), не боятся обзаводиться собственной семьей, среди них практически не встречаются эгоцентрики и инфантильные личности.
Выше мы сказала о вырубке леса для возведения дома. У вас может возникнуть вопрос: "Как же так – лес ведь – это легкие планеты, а вы предлагаете его рубить?". Да, это так. Для строительства зданий необходим экологически чистый материал, и природа сама предлагает его. Можно, конечно возводить на первых порах саманные и глиняные дома, но второе поколение должно уже жить в деревянных. Восстановление нарушенного равновесия происходит:
- во-первых, за счет выращивания садов;
- во-вторых, благодаря буферной зоне, состоящей из деревьев и кустарников, отгораживающей соседние участки;
- в-третьих, за счет высаживания древесных посадок на обочинах дорог и возле общественных зданий.
Кстати, буферные пояса каждого участка должны не вплотную примыкать друг к другу, а между ними должно быть еще расстояние в десять – двадцать метров. Это необходимо для того, чтобы не возникало социальной напряженности, в частности, конфликтов на почве упавших деревьев, кустарников, пускающих поросль на соседний участок и т.д.
Общество и его ценности в поселениях нового типа
Современная урбанистика ни в коей мере не призывает человечество к дауншифтингу, то есть "жизни ради себя". Напротив – одна из главных целей, которую эта наука ставит перед собой – создание здорового социума. То есть не скопления собственников и стяжателей на определенной территории, а людей, живущих интересами поселения, заботящихся и о своей семье, и о соседях, и обо всей стране.
Выше мы говорили, что дом должен иметь в основании около 10 кв.м. Почему? Почему на человека – три сотки земли? Это что – уравниловка, коммунизм? Нет. На самом деле – все гораздо проще. Имея площадь земли, которую человек не в состоянии сам обрабатывать, он либо нанимает кого-нибудь, либо перестает за ней ухаживать. Концепция ландшафтно-усадебного поселения не предлагает создавать виллы. Тем, кто хочет их построить, общество – ни к чему. Поселения – способ расселить тех, кто теснится в маломерных квартирах. Тех, чьи дети не знают, что такое – играть во дворе, в тени деревьев. тех, кто даже собаку завести не может, потому что гулять с ней негде. То есть проекты поселения разрабатываются для 80% людей, живущих в крупных городах.
Слишком малые и слишком большие площади формируют у подрастающего поколения неправильное мышление. Если площадь слишком маленькая, то ребенок растет, чувствуя свою "ущербность". И это накладывает отпечаток на всю его жизнь. В то же время гектары, которыми владеют обеспеченные и очень обеспеченные люди, также коверкают сознание растущих детей. Вседозволенность и нищета – две крайности, которых стараются избегать разработчики современных проектов по деурбанизации.
В поселении должно жить около 2500-3000 человек. При таком количестве каждый человек из семьи (если она состоит из четырех человек) будет знаком в среднем с третью населения, а в общем семья будет знать всех жителей поселка. Размер самого ландшафтно-усадебного поселения должен быть таким, чтобы до любого значимого пункта (школы, больницы, милиции, поселкового совета или другого органа управления и пр.) можно было добраться за 15-20 минут пешком даже в том случае, если они находятся на окраине. И вот из этого вытекает следующий пункт.
Эстетический рационализм в урбанистике
Как спроектировать такое поселение, чтобы у него была возможность расширяться, но при этом не приходилось подстраивать под себя ландшафт, а напротив, строить все новые и новые усадьбы с учетом геолого-географических особенностей местности? На первый взгляд кажется, что такое невозможно. Однако природа сама дает нам выход из ситуации. Наилучшая форма поселения – спиралевидная. Причем одно поселение, состоящее из нескольких витков спирали, может перетекать в другое, то – в третье, образуя одну огромную спираль по принципу фракталов. Фрактал представляет собой геометрическую фигуру, которая состоит из частей, подобных всей фигуре целиком. Такая форма предоставляет огромные возможности. И эта же форма поселения развивает интеллект. Прямоугольники, которыми оперируют с давних пор архитекторы, ограничивают сознание человека, делают его косным и прямолинейным.
Кстати, некоторые проектировщики предлагают даже форму участков делать трапециевидной. Эта форма позволяет создать разнообразные криволинейные фигуры, за счет чего можно обогнуть возвышенность или родник. Ведь при создании экологического поселения нельзя и мысли допускать о том, чтобы в природе происходили необратимые процессы. В то же время красота должна быть функциональной. Поэтому, безусловно, при надобности, можно изъять участок спирали для прокладки железной дороги или автострады.
Итог
Безусловно, в одной статье невозможно вместить все концепции новых поселений, которые предлагают передовые ученые, поэтому мы рассмотрели только одну из огромного числа моделей. Как вы видите, рациональное зерно в этих проектах есть, и ценность таких поселений научно обоснована. Но будут ли эти проекты воплощены в жизнь? Поживем – увидим…